Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Дети с хорошим фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. При этом у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, коза-коса и тому подобное. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Для правильного произнесения звуков необходимо уметь различать их.
В процессе слушания основную роль играет процесс обработки слуховой информации, что, в конечном счете, дает нам возможность развивать когнитивные навыки и учиться. По сути, слышит наш мозг, а не уши. Уши улавливают и посылают «необработанную» информацию для дальнейшего анализа. Если все в порядке, то слуховые центры мозга производят расшифровку. Уровень интерпретации поступающей в мозг информации зависит от уровня навыков слуховой обработки. В возрасте до 3-х лет мозг является наиболее восприимчивым для развития языковых навыков. В этот период в языковых центрах мозга отображается информация, которая состоит из различных звуков и слов.
Для развития фонематического восприятия у ребенка можно заниматься по следующим направлениям:
• пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи;
• дифференциация неречевых звуков;
• различение высоты, силы, тембра голоса
• умение определять направление и источник звука;
• различение слов, близких по своему звуковому составу;
• дифференциация слогов;
• дифференциация фонем;
• развитие навыков элементарного звукового анализа.
Что могут сделать родители для развития фонематического восприятия своего ребенка?
- Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки»: шум холодильника, пылесоса, стиральной машины, скрип двери и т.д. Предложите воспроизвести их.
- Предлагайте прислушиваться, как идёт дождь, шумит ветер, гремит гром, едет машина, летит самолёт и т.п.
- Покажите ребёнку различные музыкальные инструменты (игрушки). Например, барабан, бубен, колокольчик. Продемонстрируйте, как они звучат. Затем предложите ребёнку отвернуться и догадаться, на каком инструменте вы играете.
- Обсудите, какие звуки издают разные животные.
- Учите ребенка определять направление звука в пространстве, например, игрой в Жмурки.
- Используйте наглядный материал, чтобы показать важность различия в один звук. Например, используя карточки с изображением предметов, название которых отличается одной буквой: карточки «бочка» и «почка». Так ребенок формирует умение различать на слух минимальные пары – слова, различающиеся только одной фонемой.
- Играйте в рифмы - просите ребенка закончить стихотворение в рифму.
- Для развития умения слушать и вслушиваться в речь окружающих как можно раньше надо начинать читать детям.