Тема: Составление рассказа «Лето красное пришло...» по сюжетной картине.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.
Коррекционно-развивающие:
упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;
развивать и активизировать словарный запас детей;
отвечать на заданный вопрос полным предложением.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.
Оборудование: сюжетная картина «Лето красное пришло» (рис. 38).
Предварительная работа: Чтение с обсуждением: В. Берестов «Веселое лето», К. Ушинский «Ветер и солнце», Г. Виеру «У моря», Я. Аким «Лето». Рисование «Я рисую лето», аппликация «Цветочная клумба».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Узнай по описанию».
Логопед: Сядет тот, кто скажет:
Теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое (что?)... (Лето.)
Желтое, жаркое, яркое, теплое... (Солнце.)
Зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая...
(Трава.)
Теплая, прохладная, приятная, освежающая...
(Вода.)
Теплый, долгожданный, проливной, короткий,
затяжной... (Дождь.)
Веселые, радостные, забавные, шумные...
(Дети.)
Голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое...
(Небо.)
Высокие, белые, грозовые, дождевые... (Облака.)
2. Объявление темы.
Логопед: Сегодня на занятии мы вспомним, как можно отдыхать летом, и будем составлять рассказ «Лето красное пришло...» по картине.
3. Рассматривание картины «Лето красное пришло...»
Какое время года изображено на картине?
Почему вы так думаете?
Какая летом погода?
Как выглядят летом деревья?
С чем можно сравнить траву, которая покрывает
землю?
Что можно увидеть среди травы?
Кто летает и порхает над цветами?
Куда отправились дети летним днем? (На речку.)
Чем занимаются дети? (Подробное описание всех занятий детей на картине.)
А чем еще можно заниматься, отдыхая на реке?
Что художник не изобразил на картине? (Детей, которые загорают.)
4. Составление рассказа совместно с логопедом.
Логопед дает детям план рассказа. Уточняет, о чем нужно рассказывать в начале, в середине и конце рассказа: «Сначала расскажите о том, какая летом природа и погода, а затем о том, куда отправились дети и чем они занимались, а в конце рассказа о том, почему вам нравится лето».
Лето красное пришло...
Вот и пришло долгожданное лето. Наступили долгие, теплые, солнечные дни. На деревьях и кустах зеленеют сочные листья, а земля покрыта травой, как ковром. Кругом цветут, благоухают цветы и порхают разноцветные бабочки.
Однажды теплым солнечным днем ребята отправились на речку. Каждый из них нашел себе занятие. Ваня, Катя и Оля взяли с собой мяч и стали играть в волейбол. Ира решила собрать букет цветов. А Витя и Саша принесли коврик, расстелили его и стали загорать. Очень хорошо летом ловить рыбу. А еще приятнее искупаться в теплой воде. Вот бы лето никогда не заканчивалось!
5. Рассказы детей.
Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
По дороге мы идем. Путь далек, далек наш дом.
Дети шагают на месте.
Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим,
Садятся на корточки.
Мы под дубом полежим.
Кладут голову на ладони.
Потом дальше пойдем.
Русск. народн. творч.
Встают и идут дальше.
6. Продолжение составления рассказов детьми.
После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько рассказов.
7. Игра «Подбери признак» (на материале игры «Узнай по описанию).
Лето (какое?) теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.
Солнце (какое?) желтое, жаркое, яркое, теплое.
Трава (какая?) зеленая, душистая, высокая,
низкая, мягкая.
Вода (какая?) теплая, прохладная, приятная, освежающая.
Дождь (какой?) теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
Дети (какие?) веселые, радостные, забавные,
шумные.
Небо (какое?) голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.
Облака (какие?) высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.
8. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия): О каком времени года мы сегодня составляли рассказ?
Чем можно заниматься летом? Что вы можете сказать о настроении детей, какое оно?
Источник: Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе - Оксана Гомзяк
Тема: Составление рассказа «Лето красное пришло...» по сюжетной картине.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.
Коррекционно-развивающие:
упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;
развивать и активизировать словарный запас детей;
отвечать на заданный вопрос полным предложением.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.
Оборудование: сюжетная картина «Лето красное пришло» (рис. 38).
Предварительная работа: Чтение с обсуждением: В. Берестов «Веселое лето», К. Ушинский «Ветер и солнце», Г. Виеру «У моря», Я. Аким «Лето». Рисование «Я рисую лето», аппликация «Цветочная клумба».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Узнай по описанию».
Логопед: Сядет тот, кто скажет:
Теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое (что?)... (Лето.)
Желтое, жаркое, яркое, теплое... (Солнце.)
Зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая...
(Трава.)
Теплая, прохладная, приятная, освежающая...
(Вода.)
Теплый, долгожданный, проливной, короткий,
затяжной... (Дождь.)
Веселые, радостные, забавные, шумные...
(Дети.)
Голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое...
(Небо.)
Высокие, белые, грозовые, дождевые... (Облака.)
2. Объявление темы.
Логопед: Сегодня на занятии мы вспомним, как можно отдыхать летом, и будем составлять рассказ «Лето красное пришло...» по картине.
3. Рассматривание картины «Лето красное пришло...»
Какое время года изображено на картине?
Почему вы так думаете?
Какая летом погода?
Как выглядят летом деревья?
С чем можно сравнить траву, которая покрывает
землю?
Что можно увидеть среди травы?
Кто летает и порхает над цветами?
Куда отправились дети летним днем? (На речку.)
Чем занимаются дети? (Подробное описание всех занятий детей на картине.)
А чем еще можно заниматься, отдыхая на реке?
Что художник не изобразил на картине? (Детей, которые загорают.)
4. Составление рассказа совместно с логопедом.
Логопед дает детям план рассказа. Уточняет, о чем нужно рассказывать в начале, в середине и конце рассказа: «Сначала расскажите о том, какая летом природа и погода, а затем о том, куда отправились дети и чем они занимались, а в конце рассказа о том, почему вам нравится лето».
Лето красное пришло...
Вот и пришло долгожданное лето. Наступили долгие, теплые, солнечные дни. На деревьях и кустах зеленеют сочные листья, а земля покрыта травой, как ковром. Кругом цветут, благоухают цветы и порхают разноцветные бабочки.
Однажды теплым солнечным днем ребята отправились на речку. Каждый из них нашел себе занятие. Ваня, Катя и Оля взяли с собой мяч и стали играть в волейбол. Ира решила собрать букет цветов. А Витя и Саша принесли коврик, расстелили его и стали загорать. Очень хорошо летом ловить рыбу. А еще приятнее искупаться в теплой воде. Вот бы лето никогда не заканчивалось!
5. Рассказы детей.
Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
По дороге мы идем. Путь далек, далек наш дом.
Дети шагают на месте.
Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим,
Садятся на корточки.
Мы под дубом полежим.
Кладут голову на ладони.
Потом дальше пойдем.
Русск. народн. творч.
Встают и идут дальше.
6. Продолжение составления рассказов детьми.
После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько рассказов.
7. Игра «Подбери признак» (на материале игры «Узнай по описанию).
Лето (какое?) теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.
Солнце (какое?) желтое, жаркое, яркое, теплое.
Трава (какая?) зеленая, душистая, высокая,
низкая, мягкая.
Вода (какая?) теплая, прохладная, приятная, освежающая.
Дождь (какой?) теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
Дети (какие?) веселые, радостные, забавные,
шумные.
Небо (какое?) голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.
Облака (какие?) высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.
8. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия): О каком времени года мы сегодня составляли рассказ?
Чем можно заниматься летом? Что вы можете сказать о настроении детей, какое оно?
Источник: Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе - Оксана Гомзяк